МБДОУ "Детский сад №1

"Соловушка"

  

 

                                                                            Коррекционная работа в ДОУ

 

В образовательном учреждении обеспечивается уход, образование, воспитание детей дошкольного возраста. Этим занимается педагогический, медицинский, обслуживающий персонал, который осуществляет тесное взаимодействие с семьями воспитанников.

В ДОУ реализуются адаптированная образовательная программа дошкольного образования  (для детей с нарушениями речи ).

В логопедические группы зачисляются дети, имеющие различные речевые нарушения: ОНР (общее недоразвитие речи), ФФНР (фонетико-фонематическое нарушение речи), алалия и др. Эти нарушения часто сопровождаются дополнительным нарушением органического характера – дизартрией. Срок коррекционного воздействия определяется индивидуально для каждого ребёнка и зависит от тяжести речевого нарушения.  Набор детей в логопедические группы, срок занятий с логопедом определяется городской ПМПК (психолого-медико-педагогическая комиссия), на которую направляются нуждающиеся дети.

Содержание коррекционно-развивающей деятельности строится с учетом ведущих линий речевого развития - фонетики, лексики, грамматики, связной речи, и обеспечивает интеграцию речевого, познавательного экологического, художественно-эстетического развития ребёнка.

Основными задачами коррекционного обучения являются:

  • Формирование правильного звукопроизношения (развитие фонематического слуха и восприятия; работа над слоговой структурой слов; развитие артикуляционной  моторики, речевого дыхания, просодики).
  • Развитие, пополнение, активизация словарного запаса.
  • Практическое усвоение грамматических форм речи.
  • Развитие связной речи (диалогической, монологической, описательно-повествовательной).
  • Подготовка к овладению элементарными навыками письма и чтения.

В целях реализации общеобразовательных и коррекционных задач  содержание обучения строится в двух направлениях – диагностическом и коррекционно-развивающем. Учителя-логопеды осуществляют индивидуальную диагностику речевого уровня каждого ребёнка, создают план дальнейшей работы по коррекции речевых нарушений с учетом возрастных, психофизических особенностей. В ходе коррекционного процесса систематически отслеживается динамика развития речи ребёнка. В работе логопеда  осуществляется личностно-ориентированный подход к каждому воспитаннику. С детьми проводятся индивидуальные, подгрупповые, фронтальные занятия по коррекции всех сторон речи: звукопроизношения, лексико-грамматического строя, связной речи. На логопедических занятиях дети старшего возраста приобретают навыки учебной деятельности, проходят подготовку к школьному обучению: учатся читать, писать, делать звукобуквенный анализ слов и т.д.

В коррекции речевых нарушений принимают участие не только учителя-логопеды, но воспитатели групп и узкие специалисты (музыкальный руководитель), а также родители. Эффективности всего коррекционно-воспитательного процесса по преодолению речевых дефектов у детей помогает взаимодействие всех участников.

Учителя-логопеды являются организаторами, главными участниками, а также координаторами коррекционно-развивающей работы в ДОУ. Они проводят работу не только непосредственно с детьми, но и с педагогами детского сада, родителями. Профилактике речевых нарушений, популяризации логопедических знаний среди родителей нелогопедических групп, помогает проведение логопедами детского сада Дней открытых дверей, тематических речевых общесадовских родительских собраний, оформление стендов в фойе. Учителя-логопеды постоянно повышают свою квалификацию, применяют передовые достижения современной науки.

С целью создания единого речевого режима в ДОУ оборудованы логопедические кабинеты, речевые центры в группах, оформлены информационные стенды в фойе детского сада.